Военно историческое моделирование

стендовый моделизм 1

Стендовое моделирование имеет богатую и интересную историю. Ещё с древних времён, прежде чем построить здание, а позже при изготовлении машин и механизмов, вначале выполняли его уменьшенную модель-копию. Археологические раскопки свидетельствуют, что история стендового моделизма началась еще в Древнем Египте. Первыми транспортными средствами, несомненно, можно считать корабли, поэтому египтяне создавали их копии из дерева и глины, чтобы потом увеличить до действительных размеров. Так появилось в то время понятие масштаба. В период средневековья моделизм широко использовался в военных целях, для изучения тактики и стратегии ведения боя.

Начиная с XVIII века, когда появились первые паровые машины, стендовый моделизм стал очень полезным для разработки и постройки железнодорожного транспорта. Первая модель паровой машины появилась в конце столетия. Со временем объектами для создания моделей стали автомобили и самолеты. Последние пользовались особой популярностью, так как в начале XX века самолеты еще были настоящей экзотикой, вокруг которой развивался большой ажиотаж.

Современная история стендового моделизма началась в 1932 году. Английская компания «Skybird», которую основал предприниматель Джеймс Стивенс, выпустила первый стандартный набор для создания моделей самолетов. В состав набора входили проволочные и жестяные детали, наждачная бумага, а также инструкция и контуры деталей будущей модели. С того времени моделизмом стали увлекаться многие люди, как в Англии, так и в других странах. На рынке начали появляться различные варианты сборных моделей, от вертолетов и автомобилей, до полномасштабных диорам боевых действий. Создание масштабных моделей зданий и кварталов стало важной частью планирования застройки городов. Во время Второй мировой войны моделизм был неотъемлемой составляющей в подготовке офицерского состава королевских войск, стендовые модели помогали учится распознавать военную технику врага.

Занятия моделизмом могут принести много пользы, как взрослым, так и детям. Они развивают моторику рук и пространственное мышление. Невозможно создавать модели и при этом не интересоваться их историей, поэтому такое творчество расширяет общий кругозор, воспитывает патриотизм.

Технические достижения все быстрее проникают во все сферы человеческой деятельности и вызывают возрастающий интерес детей к современной технике. Технические объекты осязаемо близко предстают перед ребенком повсюду в виде десятков окружающих его вещей и предметов: бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Дети познают и принимают мир таким, каким его видят, пытаются осмыслить, осознать, а потом объяснить. Существует масса сборных наборов моделей судов, бронетанковой и авиационной техники, развитая модельная индустрия предлагает даже сборные модели популярных персонажей из фильмов и комиксов, но как показывает практика, в большинстве случаев собранная в домашних условиях модель не дает ребенку всех возможных знаний, навыков и умений которые можно получить, создавая исторически достоверную модель-копию.

Изготавливая модель той или иной машины, ребята знакомятся не только с ее устройством, основными частями и узлами, но и назначением и областью применения ее человеком, получают сведения общеобразовательного характера, учатся планировать и исполнять намеченный план, находить наиболее рациональное конструктивное решение, создавать свои, оригинальные поделки. Занятия развивают интеллектуальные и инструментальные способности, воображение и конструктивное мышление, прививают практические навыки работы со схемами и чертежами.

Моделируя, воспитанники определяют форму и устройство машины, конструкций и сооружений, подбирают цвет, в который они будут окрашены, составляют композиционное расположение отдельных частей и элементов. Таким образом, происходит эстетическое обучение, развитие и воспитание. Моделирование и конструирование имеют большие возможности в развитии ребят. Развивающий характер обучения определяется всей системой занятий. Ребята вначале пополняют определённую сумму знаний, которая является основой для последующей работы. С накоплением знаний они постепенно переходят к изготовлению более сложных моделей и самостоятельной разработке конструкций. При этом вся трудовая деятельность способствует развитию творческих способностей. Существенны и воспитательные возможности занятий по моделированию и конструированию. С их помощью мы знакомимся с историей развития не только техники, но и с её создателями, а значит – с историей Родины и всего человечества. Групповой метод занятий вырабатывает у ребят чувство коллективизма, товарищества, ответственности за порученное дело.

Программа предусматривает работу с учащимися по развитию технического мышления на занятиях секции военно-исторического моделирования, изучение исторической составляющей модели-копии, предлагает дополнительную работу с историческими материалами, архивными фотографиями. Овладение навыками работы с различными видами пластиков, металлом, природными материалами, позволяет изучить историю создания и применения создаваемой модели. Возможность окраски в соответствии со временем применения и театром военных действий, в которых участвовал прототип модели, ознакомиться и научиться использовать различные инструменты, освоить работу с аэрографом. Помогает научиться работе с чертежами, при внесении изменений в базовый набор, для получения иной версии прототипа, освоить необходимые для этого навыки черчения и работы с измерительными инструментами.

Настоящая программа оригинальна тем, что объединяет в себе обучение подростков изготовлению различных моделей-копий судов, авиатехники и бронетехники, изготовление диорам и жанровых миниатюр с тем, чтобы каждый мог выбрать свою направленность в занятиях военно-историческим моделированием.

Данная программа адаптационная, разработана на основе опыта многочисленных кружков и секций технической направленности (авиамоделирование, судомоделирование) и перепрофилирована под специфику военно-исторического моделирования.

Цели программы:

военно-патриотическое воспитание детей и молодежи,

обучение искусству военно-исторического моделирования,

развитие у воспитанников конструктивного мышления, посредством стендового моделизма.

Задачи программы:

Обучающие: обучение приемам работы с различным инструментами; планированию своей работы; обучение приемам разметки; начальные сведения о построении чертежа; основные понятия изобразительного искусства и композиции; обучение приемам и технологиям изготовления несложных конструкций; изучение истории Отечественной военной техники; освоение технологий сборки и окраски стендовой модели-копии.

Развивающие: развитие у воспитанников технического мышления; развитие образного мышления; изобретательности; мелкой моторики рук; усидчивости и аккуратности; создание условий к саморазвитию учащихся.

Воспитательные: привить интерес к истории России; истории Армии и Флота; формирование патриотических чувств и сознания у воспитанников; воспитание уважения к труду и людям труда.